Я уже успела составить топ-10
любимых мелодрам и
любимых комедий и подобралась к самому любимому - хоррорам. Я не большой фанат призраков, животных-убийц
(не считая акул, они крутые), фантастических монстров и т.д., однако и такое у меня в списке есть. На удивление много зомби. Чаще всего выбираю фильмы про маньяков, либо те, где обычные люди сами становятся злом при каких-то обстоятельствах. Буду рада услышать ваше мнение об этих фильмах, если видели, или если вы возьмете что-то себе на заметку, или узнать о ваших любимых фильмах ужасов. Список снова в алфавитном порядке, что бы не заморачиваться еще по поводу раздачи призовых мест.
1. [1408] 2007; реж. Микаэль Хофстрём; США
читать
"Почему мы верим в привидения? Потехи ради?! Нет, это перспектива загробной жизни"
Написала, что не люблю про призраков, и первый же фильм... про призраков. Хах. Ну почему бы и нет. Фильм основан на небольшом одноименном рассказе Кинга. История про "плохое место" - очередной "дом с призраками" - могла бы оказаться еще одной проходной пустышкой. Однако здесь нет глупых скримеров и пугающих штуковин ради пугающих штуковин. Все гармонично слеплено в сильный плотный сюжет, который держит в напряжении от первой до последней секунды. Прибавьте к этому красивую и грамотную визуальную подачу, и получится то, что захочется пересматривать снова и снова. Я люблю фильмы ужасов, но не из тех, кто при просмотре отворачивается на страшных моментах и впивается в подушку. Но вот этот фильм чертовски напугал меня и продолжал пугать каждый раз, как я его пересматривала. Даже если сейчас первоначальный пугающий эффект сошел на нет, восхищение красотой фильма осталось.
2. [28 дней спустя / 28 Days Later...] 2002; реж. Дэнни Бойл; Великобритания
читать
"Нет никакой инфекции... Просто люди убивают людей"
Слоган фильма "Твои дни сочтены" ("The Days Are Numbered"), но куда лучше подошло бы "All monsters are human". За год до выхода комиксов "Ходячие мертвецы" главный герой выходил из комы в разгар эпидемии, и нам доступно и ярко объясняли, что во время зомби-апокалипсиса больше всего нужно бояться живых людей. Здесь уже нет той мультяшности и фантастичности, которые были в ранних зомби-фильмах. Сюжет пытается приблизится к реальности. Честно говоря, последний раз я смотрела "28 дней спустя" довольно давно, но при первом просмотре он меня очень впечатлил, и мне пришлось долго все это переваривать и обдумывать.
3. [Американская Мэри / American Mary] 2012; реж. Джен и Сильвия Соска; Канада
читать
"Никогда не стоит недооценивать то, что ты умеешь"
Есть высокобюджетные фильмы ужасов для массового зрителя (как два представителя выше), а есть культовые в узких кругах маленькие шедевры, обожаемые и обсуждаемые хоррор-фанатами. "Американская Мэри" относится ко второй группе, а я отношусь к тем самым фанатам. Свой первый фильм - "Мёртвая шлюха в багажнике" - канадки сестры Соска сняли за копейки чуть ли не из подручных материалов, сами сыграв главные роли. И получилось у них круче большинства нынешних голливудских штамповок. Когда же у них в руках оказалась обворожительная Кэтрин Изабель (Джинджер из фильма "Оборотень") для роли Мэри, получилось и вовсе нечто прекрасное. Это история про студентку-хирурга, которая решила использовать свои профессиональные навыки и для необычного заработка, и для мести. У фильма определенно есть свой собственный стиль, что и делает его запоминающимся и одним из любимых.
4. [Грайндхаус / Grindhouse] 2007; реж. Роберт Родригес, Квентин Тарантино и др.; США
читать
"Детка, ты можешь сделать мне одолжение? Оставайся сильной"
Тут у меня небольшое читерство, потому что вообще-то это два фильма - "Планета страха" / "Planet Terror" и "Доказательство смерти" / "Death Proof" - плюс несколько псевдо-трейлеров. Этот проект не просто культовый со своими фанатами. Это культовый проект, созданный фанатами культовых фильмов категории В, которые сами являются культовыми режиссерами, сохраняя стилистику тех самых фильмов категории Б. И как такое можно не полюбить? Ведь фильмы сняты с такой любовью, увлеченностью и главное - весельем! Первым идет "Планета страха": снова про вирус, эпидемию и зомби. Но вряд ли у кого-то язык повернется назвать этот фильм обычным и типичным. Здесь и ужасы в лучших традициях, и крепкий боевик, и черная комедия, и даже мелодрама. "Доказательство смерти" на самом деле "Неубиваемый(ая)" или типа того (Death(proof)), потому что одна из главных героинь фильма - прокачанная "неубиваемая" машина - смертельное оружие в руках каскадера Майка. Короче, фильмы круты, и все тут.
5. [Зловещие мертвецы / The Evil Dead] 1981; реж. Сэм Рэйми; США
читать
"Groovy"
Бессмертная классика - и этим все сказано. Люблю все три части и даже сериал. А вот ремейк получился отвратный, так что я просто пытаюсь забыть, что он вообще существует. Думаю, большинство знают оригинальный фильм про древнее зло, вызываемое книгой мертвых, и знакомы с неподражаемым Эшем Уильямсом, так что много расписывать тут не нужно. "Зловещие мертвецы" - вещь оригинальная, изобретательная, остроумная, красивая... Довольно дифирамбов. Брать и смотреть!
6. [Коллекционер / The Collector] 2009; реж. Маркус Данстэн; США
читать
"Если он тебя не выбрал, ты не уйдешь отсюда живым"
Из-за того что сценарий этого фильма, который изначально назывался "The Midnight Man" ("Полночный человек"), писался как приквел к Пиле, некоторые считают его всего лишь жалкой пародией, недостойной внимания. Не верьте им. Да, "Пилу" и "Коллекционера" можно сравнивать, можно отдавать предпочтение первому за его интеллектуальность и посыл. Но я не считаю, что в этих фильмах так уж много общего. Коллекционер стал достойной самостоятельной картиной, найдя своего зрителя. Здесь больше динамики и движения. Вместо сложных конструкций и стремления раскрыть своих жертв с темной стороны, испытать их, коллекционер использует ловушки и "капканы", видя в людях лишь животных - свои будущие экспонаты. Большой вклад здесь привнес и актер на главной роли - Джош Стюарт, который отыгрывает все так, что остаться равнодушной к судьбе его героя у меня никак не получается.
7. [Людоед / Ravenous] 1999; реж. Антония Бёрд; Чехия, Великобритания, США
читать
"Это и удивляет меня в вас. Вы попробовали, вы ощутили мощь и все равно сопротивляетесь"
Этот фильм я посмотрела впервые совсем недавно, в этом году. Но он сразу же покорил меня. "Людоед", по-моему мнению, сильно отличаеся от всех своих собратьев по жанру, и, не думаю, что его можно отнести к какой-то категории. Помимо основного и без того сложного и закрученного сюжета там множество под_мыслей и под_идей. Но смотрится фильм легко, удерживая внимание до самого конца. И, определенно, фильм не был бы так хорош, будь на месте Гая Пирса и Роберта Карлайла другие актеры в главных ролях. Я бы посоветовала этот фильм всем, а не только любителям ужасов.
8. [Райское озеро / Eden Lake] 2008; реж. Джеймс Уоткинс; Великобритания
читать
"Они всего лишь дети"
Насколько помню, не так уж много фильмов ужасов затрагивает социальные проблемы и поднимает вопросы морали. Но один такой я точно знаю - "Райское озеро" Джеймса Уоткинса. Случайные жертвы, агрессия и бессмысленное насилие со стороны группы людей - все это было бы довольно стандартной ситуацией для ужасов и триллеров, если бы только жертвой не была милая добрая учительница, а нападающими - дети. *ba dum tss* Помимо интересной идеи фильм и в целом очень даже хорош. Динамичный, плотный, очень напряженный, с хорошими актерами (Келли Райлли, Майкл Фассбендер, Джек О’Коннелл). Все, конечно же, отмечают шикарную развязку фильма, но у нас тут зона, свободная от спойлеров.
9. [Репортаж /[Rec]] 2007; реж. Жауме Балагуэро, Пако Пласа; Испания
читать
"Не выключай камеру, Пабло! Снимай всю эту хрень!"
Для меня Анхела из "Репортажа" - одна из лучших героинь фильмов ужасов. Эмоциональная, сильная, пробивная. Зарождение зомби-апокалипсиса для нее не трагедия, не ужас, а серьезная работа, ведь она журналист. Все зафиксировать, рассказать, расследовать, докопаться до истины. И все это в кромешном аду, среди хаоса и паники. Фильм снят в жанре мокьюментари еще до того, как это стало мейнстримом, и вышел на пару месяцев раньше "Паранормального явления", да еще и в Испании. Сюжет начинается легко, все сильнее нагнетая тревожную атмосферу и саспенс в течение всего фильма и доводя до пика на последних кадрах.
10.[Хостел / Hostel] 2005; реж. Элай Рот; США
читать
"Я всегда хотел быть хирургом...Но экзаменаторы никогда бы меня не пропустили. Поэтому я занялся бизнесом. Но бизнес, это так скучно. Покупаешь вещи, продаёшь. Зарабатываешь деньги, тратишь их. Ну что это за жизнь? А хирург... Сама жизнь в его руках. Твоя жизнь."
А помнишь, когда Элай Рот снимал по-настоящему страшные, крутые и дерзкие хорроры, а не невнятную лажу со своей женой в главных ролях? Я помню. Предпочитаю забыть о существовании "Зеленого ада" и "Кто там", и вспоминать старые добрые "Лихорадку" и "Хостел" или даже "Гнилой фрукт", черт возьми. Есть много фильмов ужасов, где люди убивают людей. В одних это маньяки, для которых крамсание людей - дело всей жизни, в других убийства ради выгоды. Здесь же людей убивают обычные, но обеспеченные люди, бизнесмены, просто чтобы выпустить пар после тяжелой рабочей недели. Расчленить человека - как в кино сходить или в бильярд поиграть. Идея как в "Судной ночи", но, пожалуй, более реалистично воплощенная. И да, подобный сюжет пугает. Фильм пронизан не саспенсом, а кровавыми внутренностями и ощущением безысходности и отчаяния.